ВОМ нуждается в правильном обслуживании и регулярной регулировке, в противном случае он будет часто выходить из строя и требовать ремонта. Не обязательны специальные процедуры ТО, многие из них можно выполнить самостоятельно.
Для привода навесных систем и агрегатов трактора любых моделей и марок оборудуются ВОМ. Вал отбора мощности приводит их в действие путем отбора части крутящего момента, вырабатываемого двигателем, и передачи ее исполнительным органам гидравлики.
Сами валы могут иметь различные габариты и возможности, поэтому подбираются очень тщательно с учетом конструкционных особенностей машины, условий ее работы, характера применяемого оборудования, возможностей гидравлики.
Каким бывает ВОМ, установленный на трактор
ВОМ на трактор может устанавливаться сбоку, сзади и спереди. Переднее расположение устройства встречается наиболее редко – его применяют тогда, когда машина агрегатирует фронтальные навески – отвал, экскаваторный ковш и т.д.
Чаще всего встречается ВОМ с задним расположением, который представляет собою комбинированное устройство, способное функционировать в следующих режимах:
- синхронном или зависимом – в этом случае обороты вала зависят от скорости передвижения тракторной техники, а сила вращения поступает на устройство от коробки передач;
- независимом – в таком случае интенсивность вращения вала зависит от оборотов силовой установки; крутящий момент передается агрегату через муфту, соединенную с маховиком двигателя;
- комбинированном – то есть, ВОМ может быть как синхронным, так и независимым.
Боковой вал применяется для привода приспособлений, навешанных на трактор сбоку, иногда спереди. Это отдельное устройство, которое монтируется на коробку передач специальными болтами и штифтами. ВОМ, расположенный сбоку, подключается к КПП и работает только в независимо режиме на разных частотах.
Составными частями ВОМ с любым расположением на машине является скоростной и планетарный редуктор, переключатель. Управление валом осуществляется оператором из кабины с помощью отдельного рычага.
Секреты регулировки тракторного вала отбора мощности
Для нормальной работы тракторного ВОМ и длительного срока его службы агрегат регулярно осматривают и проводят регулировку. Данная процедура состоит из следующих этапов:
- установка оси эксцентрика в исходную позицию (метка, нанесенная на устройство, располагается вертикально справа) и ее фиксация с помощью стопорных пластин;
- отсоединение тяги;
- освобождение пружин путем отвинчивания болтов на стакане;
- обеспечение доступа к натяжному винту путем демонтажа крышки лючка заднего моста;
- фиксация рычага на нейтральной позиции специальным болтом, съем стопорного элемента и затягивание до упора винта, после чего фиксирующий болт с рычага убирают;
- заворот упорного болта в наружный стакан;
- перестановка рычага в позицию включения и установка тяги;
- выставление люфта рычага на нужном уровне путем регулирования тяги;
- возвращение всех элементов на свои места, установка контргаек на крепежи, болты и тяги.
Неотрегулированный надлежащим образом или неправильно установленный на тракторную технику ВОМ может работать некорректно, подвергаться преждевременному износу, выходить из строя. А это – дополнительные расходы и простой машины, что в разгар сезона, например, сельскохозяйственного, непростительная роскошь.
Наиболее частые поломки ВОМ и их причины
Наиболее частыми причинами возникновения поломок вала отбора мощности является несоблюдение правил эксплуатации. Их не так уж и много:
- агрегат независимого типа подключают только на минимальных оборотах мотора;
- устройство зависимого типа запускают лишь при остановке транспортного средства при заведенном двигателе при плавной активации сцепления и только после включения скорости;
- если ВОМ не планируется использовать, то привод переключают в нейтральную позицию (при независимом типе редуктор устанавливают на низкие обороты).
Далее рассмотрим наиболее частые поломки устройства и пути их устранения.
Обнаружение трещин, сколов, вмятин на проушинах, управляющих валиках. В таком случае проводят демонтаж агрегата и замену поврежденных элементов.
Упирается в пол рычаг, включающий и выключающий ВОМ, имеет слишком большой ход или требуются усилия при переключении. Проверяют вал на целостность и износ, состояние резьбы на фиксирующей гайке, если нужно – выполняют регулировку и ремонт, восстановление.
- Проблемы с кулачковой муфтой. Устраняются только путем замены детали.
- ВОМ начал прибуксировать, работает рывками, имеют место посторонние шумы в мосте. Вероятно, износились зубцы центральной шестеренки. Проводят демонтаж агрегата и замену деталей.
- Появление масляных подтеков на крышке вала. Стоит проверить на предмет изнашивания уплотняющие прокладки между мостом и крышкой (выполняют их замену при демонтаже ВОМ) или манжеты, если протечка наблюдается со стороны хвостовика (снимается стопорное кольцо, вал и заменяются уплотнители).
- При работе с навесным/прицепным оборудованием машина не выдает максимальную мощность. Причина может крыться в неисправности ленточных тормозов, поэтому выполняют их регулировку, а в случае, если толщина лент составляет менее 2,5мм, их заменяют новыми.
- Посторонние шумы при максимальной нагрузке на технику. Скорее всего, износились элементы ВОМ – шлицевые соединения, опорные подшипники, сателлитные оси. В таком случае вал демонтируют, осматривают, проводят восстановление поврежденных деталей или их замену.
В большинстве случаев поломок требуется демонтаж вала отбора мощности, а затем его обратной установки на трактор. Сделать это без определенных навыков или специального инструмента довольно непросто, поэтому оптимально обратиться к специалистам. При соблюдении правил эксплуатации, своевременном и регулярном техобслуживании агрегат будет служить очень долго и качественно, а расходы владельца техники будут минимальными.
Источник: https://hydromarket.com.ua