Микрофинансовые компании стали выдавать онлайн-займы еще чаще, в том числе в сегменте среднесрочных ссуд. Однако при большой гибкости и комфорте оформления для клиентов кризис ограничит возможности развития скоринга, к тому же наращивание темпов роста будет тормозиться введением регуляторных норм.
Чем грозит переход на онлайн-обслуживание
Новые технологии все больше проникают на микрофинансовый рынок: компаниям стало проще выдавать среднесрочные займы онлайн, а клиентам – удобнее их получать. Например, МФО с подходящими условиями легко выбрать на сайте credit-xpress.ru, оставить заявку дистанционно и получить одобренную сумму на карту.
Однако эксперты говорят, что новые технологические решения могут стать причиной задолженности. По информации Банка России просрочка в сфере выдачи микрозаймов на конец 2022 года составляла 34,5%, при этом разница между форматами онлайн и оффлайн была минимальной. Сложность заключается в том, что при выдаче среднесрочных займов трудно прогнозировать, каким будет финансовое положение заемщика через пару месяцев или полгода, особенно с учетом текущей экономической обстановки.
В 2023 году рынок микрофинансирования будет находиться под влиянием сразу нескольких факторов:
- макропруденциальных лимитов,
- снижения процентной ставки (сейчас она составляет 1% в день, но предлагается снизить ее до 0,8%),
- снижения размера переплаты.
Результатом станет акцент на выдаче займов с более длинным сроком, хотя экономическая ситуация в стране, наоборот, будет вынуждать сокращать сроки кредитования. В компаниях считают, что следствием новых регуляторных правил станет снижение доли IL-займов на рынке. Это также может произойти из-за того, что закредитованные заемщики будут получать меньшие суммы, да и в целом уровень одобрения займов на большие суммы будет под тщательным контролем.
Что думают в МФО
Некоторые участники рынка настроены оптимистично и считают, что введение лимитов позволит нарастить объем выдачи IL-займов. По их мнению, эта категория продуктов отличается гибкостью в плане управления ПДН. При этом большая часть МФО сегодня ориентируется на работу с проверенными клиентами, которые своевременно возвращали ссуды.
При этом если у компании есть возможность вложить средства в совершенствование скоринговых технологий, у них получится проводить эффективную оценку клиентов, оформляющих онлайн-займы, и делать прогнозы их платежеспособности.