Когда на рынке или в определенной отрасли присутствует всего несколько, а то и две-три фирмы, ситуацию принято называть олигополией. Появление новых фирм затруднено многими факторами, такими как необходимость в огромном начальном капитале, либо же законодательное регулирование.
Что такое олигополия?
Олигополия — это один из видов рынка несовершенной конкуренции с участием небольшого числа продавцов, вход на который существенно затруднен или невозможен. Другими словами, олигополия — это рыночная структура, где оперирует небольшое количество конкурирующих фирм.
Зачастую ценовая конкуренция в олигополиях отсутствует, основная борьба основывается на качестве товара или услуги, а также рекламе. Бывает, что конкуренты вступают в сговор, в экономике такой момент называется картель. Как правило, картель запрещен антимонопольным законодательством.
Для того чтобы фирма могла успешно функционировать в условиях олигополии, ей нужно использовать следующие меры:
- использовать разнообразие продукции;
- улучшать качество обслуживания и сервис;
- применять интересные и долгосрочные гарантийные программы;
- внедрять постпродажное обслуживание;
- улучшать характеристики и качество товаров и услуг;
- использовать наиболее эффективные рекламные методы;
- улучшать дизайн, стиль и способы подачи услуг и товаров;
- предлагать возможность покупки в кредит.
Олигополия в России. Примеры олигополий.
Для современных российских олигополий можно привести следующие примеры:
- Рынок мобильной связи: МТС, Билайн, Мегафон.
- Металлургия: Северсталь, Норильский никель.
- Нефтяной сектор: Газпром, Лукойл, ТНК.