Монополия. Понятие, причины и виды монополий.

Зачастую, разбирая экономику и экономические ситуации можно столкнуться с таким термином, как монополия. Что это такое мы попробуем разобраться ниже.

Начнем с самого понятия, что такое монополия? Монополия – это такая структура функционирования и работы одного предприятия, когда конкуренция отсутствует полностью, у производимого товара нет абсолютно никаких аналогов и компания защищена от входа в данное производство каких-либо других фирм. Для любой компании быть монополистом в своей отрасли очень заманчиво.



Причины возникновения монополий.

Что такое монополия?
Можно выделить следующие причины возникновения монополий:
  1. Возможность получать максимально возможную прибыль, в связи с полным отсутствием конкуренции и альтернатив для потребителей.
  2. Низкий риск крупных вложений в бизнес. Они всегда окупаются.
  3. Законодательное регулирование той или иной отрасли деятельности (получение сертификатов и лицензий), которое значительно ограничивает конкуренцию.
  4. Внешнеэкономическая политика государства, ограничивающая деятельность иностранных компаний на внутреннем рынке страны. Это запрет импорта, санкции, огромные пошлины.
  5. Рейдерство той или иной компании, то есть захват и поглощение крупной фирмой других более мелких с целью уменьшения конкуренции.

Виды монополий.

Монополии бывают естественными, государственными (закрытыми) и открытыми.

Естественная монополия предполагает под собой ситуацию, когда наличие на рынке только одной фирмы обусловлено более низкими затратами на производство, чем они были бы при существовании нескольких фирм. При таком виде монополии цена на товар либо услугу по факту ниже. Для примера компании, занимающиеся пассажирскими перевозками (железнодорожные и авиакомпании) по сути являются естественными монополистами, хотя допустимо предположение конкуренции друг с другом.

Закрытая монополия — это монополия, созданная искусственно непосредственно государством и контролируемая им с помощью определенного набора рычагов. Создаются такие монополии для обеспечения государственных интересов и интересов общества.

Открытая монополия – экономическая ситуация, когда одна компания вследствие выхода на новый технологический уровень, становится единственным производителем нового товара или услуги, не имеющих аналогов. Данная ситуация временна, так как рано или поздно появятся конкуренты.

Государство постоянно контролирует и регулирует монополии, так как их излишнее появление на рынке в любом случае негативно сказывается на экономике страны и ее потребителях.

This entry was posted in Новости и статьи and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.

One Response to Монополия. Понятие, причины и виды монополий.

  1. Mmoguider says:

    Причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными — фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *